(данная статья не является авторской, но тем не менее на мой взгляд заслуживает прочтения)
Теургия (греч. teourgia — божественное деяние; сакральный ритуал, мистерия) — одна из значимых и самобытных категорий эстетики рус. символизма. В древности понятием «Т.» обозначалось сакрально-мистериальное общение с миром богов в процессе особых ритуальных действ. B.C. Соловьев осмыслил Т. как древнее «субстанциональное единство творчества, поглощенного мистикой», суть которого состояла в единении земного и небесного начал в сакральном творчестве. Особо он выделил современный этап Т., который обозначил как «свободная теургия» или «цельное творчество». Его сущность он усматривал в сознательном мистическом «общении с высшим миром путем внутренней творческой деятельности», которая основывается на органическом единстве главных составляющих творчества: мистики, «изящного искусства» и «технического художества». Это понимание Т. нашло активный отклик как в среде символистов, так и у большинства рус. религиозных мыслителей нач. 20 в. (представителей неоправославия, прежде всего). Вяч. Иванов особенно акцентировал внимание на мысли Соловьева о том, что искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией. «Художники и поэты, — писал Соловьев, — опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, еще более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет владеть ими, но и они сами будут владеть ею и сознательно управлять ее земными воплощениями». Именно таких художников Иванов называл теургами, носителями Божественного откровения; они — истинные мифотворцы, в высшем смысле символисты. Большое внимание Т. как высшему этапу творчества — созидания самой жизни с помощью Божественной энергии Софии и самого перво-Символа уделял А. Белый.
Наиболее точное и ясное определение Т. дал в своей кн. «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916) Н.А. Бердяев: «Теургия не культуру творит, а новое бытие, теургия — сверхкультурна. Теургия — искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую». В Т. кончаются всякое традиционное искусство, всякое разделение творчества; в ней завершается традиционная культура как дело рук человеческих, и начинается «сверхкультура». Ибо «теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество». Многие рус. символисты именно так и ощущали смысл символизма и его конечную цель — Т.
(греч. theos – бог, ergon – работа; буквально – боготворчество) – термин теологии, фиксирующий феномен перманентного присутствия Бога в мире, эволюция которого трактуется в данном контексте как теургический процесс. Основывается на презумпции возможности чуда как «препобеждающего» естественные законы по воле Божьей, семантически уходя корнями к традиционным магическим представлениям и архаическим мистериальным культам. В зрелой своей форме Т. конституируется в контексте теизма, в системе отсчета которого трансцендентный статус Бога по отношению к миру, с одной стороны, задает интенцию на рассмотрение последнего в качестве «разволшебствленного» (М.Вебер), с другой же – делает его потенциальной ареной чудотворного Божественного вмешательства (ср. с феноменом деизма, локализующим Т. исключительно в рамках креационного акта). В отличие от характерной для язычества идеи теофании, т.е. непосредственной явленности богов (например, вмешательство практически всего Олимпа в Троянскую войну в «Илиаде», явление Афины Уллису в «Одиссее», эротическое снисхождение Афродиты к смертным в «Гомеровских гимнах» и т.п.), в теизме Бог презентирует себя в мире посредством Т. Единственный прецедент теофании в иудаизме и христианстве – первое явление Бога Моше/Моисею (Танах/Ветхий Завет), сменяемое затем эксплицитно подчеркнутой трансцендентностью. И в христианстве, и в иудаизме, и в исламе именно феномен чуда (Божественного чудотворства) оценивается как эксплицирование и свидетельство всемогущества и истины Божьей. В своей социальной аппликации парадигма Т. фундирует собой феномен провиденциализма. В эволюции любой исторической формы теизма могут быть выделены специфические зоны акцентировки Т., реализующие себя: (1) – в сугубо хронологической сфере (например, напряженное ожидание чуда, характеризующее западно-европейский менталитет в период, непосредственно предшествующий I Крестовому походу, и проявляющееся как в массовом, так и в теоретическом сознании этого периода: Цезарий Гейстербахский и т.п.); (2) – в сфере конфессиональной вариативности (например, подчеркнутое внимание к Т. православия в рамках христианства как такового); (3) – в содержательно-аксиологической сфере (откровение как аксиологически выделенный теургический акт в теистской системе отсчета, центрирующий вокруг себя феномен мистики – как в плане апофатической теологии, так и в плане мистической практики). В рамках протестантизма феномен Т. обретает свою специфическую интерпретацию: если католицизм противопоставляет «естество и чудо», то протестантизм, напротив, постулирует веру как усмотрение чуда в естестве (ранний протестантизм в классической лютеровской версии); в зрелом протестантизме доминирует тенденция вытеснения теургических представлений (от трактовки Шлейермахером понятия «чуда» как синонима «случайности» до предложенной Р.Бультманом программы «демифологизации» и «демираклизации», или «расчудесивания», Библии в диалектической теологии).
Вот эще для тех кто не знает...
ТЕУРГИЯ. Ритуалы для привлечения на Землю планетарных и других Духов и Богов. Во время церемонии духи древних героев, «богов» и даймонов (но не духи умерших, вызывание которых называлось некромантией) делались видимыми глазу смертного. Вызыватель задавал вопросы «по тайнам бытия и преобразованию нетленного». Лишь знание внутреннего смысла иерархий планетарных духов и чистота жизни теурга могли привести к приобретению сил, необходимых для общения с ними. Для достижения подобной цели Теург должен быть абсолютно чист и бескорыстен в своих помыслах.
Применение Теургии на практике в настоящее время весьма нежелательно и даже опасно. Мир стал слишком развращенным и безнравственным для применения того, что могли дерзать сделать без вреда для себя лишь такие святые и ученые мужи как Аммоний, Плотин, Порфирий и Ямвлих (самые образованные Теурги из всех).
В наши дни Теургия или Божественная благотворная Магия подвержена слишком большой опасности стать гоэтией, другими словами - Колдовством.
Теургия - первый из трех разделов Магии, коими являются теургия, гоэтия и природная магия.
(Е.П.Блаватская "КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ")
ТЕУРГ Первая школа практической теургии в христианский период, была основана Ямблихом среди Александрийских платоников. Однако жрецы, служители храмов Египта, Ассирии, Вавилона и Греции, обязанностью которых было вызывание богов во время празднования Мистерий, были известны под этим именем, или его эквивалентами на других языках, уже с древнейших архаических времен. Духи (но не духи умерших, вызывание которых называлось Некромантией) делались видимыми глазу смертного.
Таким образом, теург должен был быть иерофантом и знатоком эзотерического знания Святилищ всех великих стран. Неоплатоников школы Ямблиха называли теургами, ибо они совершали так называемую "церемониальную магию", и вызывали simulacra, или образы древних героев, "богов" и даймонов (божественных, духовных существ). В тех редких случаях, когда требовалось появление осязаемых и видимых духов, теургу приходилось снабжать таинственных призраков частью своего собственного тела и крови, - ему приходилось совершать теопейю или "сотворение богов", посредством таинственного процесса, хорошо известного древним и, наверное, некоторым из современных тантриков и посвященных браминов Индии. Это то, о чем говорится в "Книге Вызываний", хранимой в пагодах. Она являет совершенную идентичность обрядов и ритуалов старейшей браминской теургии Александрийских платоников. Следующее взято из "Разоблаченной Изиды": "Брамин Грихаста (вызыватель) должен пребывать в состоянии совершенной чистоты, прежде чем отважится вызывать Питров. После того, как он приготовил лампу, немного сандаловых благовоний, и т.д., и начертил магические круги, преподанные ему высшим Гуру, чтобы не допустить плохих духов, он перестает дышать и призывает огонь (Кундалини) помочь ему рассеять свое тело." Установленное количество раз он произносит священное слово, и "его душа (астральное тело) уходит из своей темницы, тело его исчезает, и душа (образ) вызванного духа спускается в парное тело и одушевляет его". Затем "его (теурга) душа (астрал) снова входит в свое тело, чьи тонкие частицы снова собираются вместе (для объективного чувства), после того как они создали из себя воздушное тело для дэвы (бога или духа), которого он вызвал"... И затем вызыватель задает последнему вопросы "по тайнам Бытия и преобразованию нетленного". По преобладающему популярному мнению теурги, также как и маги, совершали чудеса - такие как вызывание душ или теней героев и богов, и другие тавматургические деяния - посредством сверхъестественных сил. Но ничего подобного никогда не было. Они совершали это просто освобождая свое астральное тело, которое, принимая форму бога или героя, служило посредником или проводником, через который мог быть достигнут и проявлен тот особый ток, который сохранял мысли и знания этого героя или бога.