Normalis

Объявление

Приветствуем Вас на нашем форуме! По вопросам и предложениям обращайтесь к Администраторам. На форуме имеются правила поведения. (читать правила) Форум создан для обмена опытом, помощи начинающим и просто для приятного общения. (внесены изменения, теперь каждый пользователь может в личных настройках выбрать тему (обложку форума) подходящую для него)
Читайте Объявления, там описаны все изменения на форуме, в том числе закрытые разделы и как в них можно принять участие.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Normalis » Шаманизм » Карлос о себе в интерьвью


Карлос о себе в интерьвью

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ИНТЕРВЬЮ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ ЖУРНАЛУ "MAS ALLA DE LA CIENCIA"
C тех пор как Карлос Кастанеда, под опекой того незабываемого персонажа, который отзывался на имя Хуана Матуса, отправился в великое путешествие знания, прошло более трех десятилетий, но и сегодня десятки тысяч читателей во всем мире продолжают наслаждать
ся рассказами антрополога, превратившегося в ученика мага.
Восприятие и влияние его творчества с момента появления в 1968 году первой книги, его шаги оценивалась как настоящий издательский феномен. Одни увидели в Кастанеде величайшего литературного и духовного гения последних поколений, для других речь шла о ново
м и революционном антропологическом методе; были те, кто верил, что дон Хуан абсолютно реальный персонаж, и те, кто уверял, что перед нами интеллектуально постижимый художественный вымысел. В сотнях статей писалось о "феномене Кастанеды", который внес ра
кол в единство крупнейших авторитетов современной антропологии; множество книг и очерков, самые разнообразные интерпретации содержания его книг, апокрифические биографии и целая Вселенная слухов: Кастанеда умер, это почтенный старичок, он никогда не сущес
твовал, он покончил с собой, исчез, сошел с ума...
Чуждый полемики, чуждый даже тем, кто осмелился выдать себя за него, или обогатился, объявив себя его учеником, писатель, уже превратившийся в мага, никогда не отвечал на критические высказывания. Ни одно из них не могло повредить ему. За исключением редч
айших интервью (в основном, для американских журналов), данных им за все это время, он, скрупулезно следуя указаниям дона Хуана, полностью стер свою личную историю, возвел вокруг себя неприступную стену тумана и превратился, конечно же, на то не претенду
, в почти легендарную фигуру. Тем не менее, в своих спорадических высказываниях Кастанеда продолжал настаивать на том, что он не выдумал дона Хуана, а сам он лишь "информатор, дающий сведения об очень древних техниках". Как бы то ни было, его исчезновение
с общественной сцены отвечало продуманной стратегии: достичь полной свободы для того, чтобы проникнуть во все возможные миры, чтобы осознать предрассудки и выжать максимум из возможностей человеческой природы; свободы от плена описаний реальности, что б
они из себя ни представляли. "После знакомства с ним, - уверяла девять лет назад писательница Гарсиела Корвалан, неоднократно встречавшаяся с Кастанедой, - его книгам начинаешь верить". Новая книга "Искусство сновидения", только что появившаяся в Испании
(у нас книга вышла в 1993 г.Ю изд. "София, Киев. - Здесь и далее примечания переводчика), явилась свидетельством того, что Кастанеда жив и по-прежнему старается вникнуть в суть необъятной тайны, которую завещал ему дон Хуан. Есть и другие новости: две ж
нщины, Флоринда Доннер-Грау ("Жизнь в сновидении") т Тайша Абелар ("Магический переход"), также обучавшиеся у дона Хуана, нарушив инкогнито, повествуют о своем особом ученичестве в составе группы магов, предводимой Хуаном Матусом. Их концепция, отличающая
ся от свойственной Кастанеде, но дополняющая ее, полностью совпадает с ней в основных постулатах: наше восприятие реальности определяется обычно на всю жизнь общественным консенсусом, но у нас есть возможность проникнуть в другие миры, столь же реальные,
как и этот, если мы сумеем накопить достаточно энергии для подобного предприятия; есть многое, свидетелями чего нам предстоит стать - много больше того, о чем нам говорили как о возможном - если мы примем революционное предложение полностью изменить свою
личность, что разрушило бы предварительное представление о том, чем мы являемся. То, что вы прочитаете ниже - лишь одно из многих возможных интервью с кем-либо столь же ускользающим и многоликим, как Карлос Кастанеда (писатель продолжает требовать, чтобы
его не фотографировали и не записывали на магнитофон). Нашим намерением было не возвращение к старым спорам, а попытка прояснить, по мере возможности, некоторые сомнения, наиболее общие для тех людей, для которых книги Карлоса Кастанеды стали главными в ж
изни и которые даже попытались, с большим или меньшим успехом применить на практике описываемое им. К нашему сведению, именно в этом интервью Карлос Кастанеда впервые публично высказывает свое категоричное мнение о всех тех, кто "усвоил" его знание и про
одит сегодня курсы и семинары по "пути воина". В то же время писатель дает нам новые сведения о своем нынешнем положении в качестве брухо (колдуна) и нагуаля, о своих чаяниях, сомнениях и опасениях, и даже о том, что произошло с неповторимым учителем и ег
о группой "путешественников в неизвестное".
Некогда учитель предстал в описании ученика как некто, полностью пребывающий в магическом времени и лишь иногда помещающий себя в обычное время. Возможно, именно в таком положении находится сегодня автор, покидая на мгновения свое магическое время, чтобы
попытаться заставить нас понять неописуемое и пригласить в путешествие по нему. Кастанеда сделал так, чтобы слова дона Хуана говорили сами по себе - сделаем и мы то же самое с его собственными словами. И Кастанеда, который говорит с нами сегодня, кажется
находится в конце пути. Дальше ждет тайна.
- В своих книгах Вы объясняете, что каждый нагуаль придает новые особенности своей линии. Каковы эти новые особенности в вашем случае? Есть ли какая-нибудь разница между вашими собственными путем и целью, и тем, что начертал Ваш учитель дон Хуан?
- Во-первых, я хотел бы объяснить, что термин "линия" (исп. linaje - род, происхождение, прямая линия), хотя я его и использую широко, не вполне адекватен. На самом деле в мире магов, таких, как дон Хуан, не существует прямой линии, какой мы ее себе предс
тавляем: восходящей или нисходящей. В этом мире существует лишь общность людей, которые имеют одну цель или интерес, существуют участники, практикующие систему знания, которую старался распространить среди нас дон Хуан. Тот, кто управляет или руководит т
кими практикующими, известен как "нагуаль" - существо, энергия которого позволяет ему входить в заповедные зоны повседневного восприятия. Вклад каждого нового нагуаля - личные черты, с помощью которых он влияет на практикующих своего времени. Мой личный в
клад заключается в моем академическом интересе к общественным наукам; конечная цель этого интереса западного человека - весь мир магов. В этом и заключается расхождение пути дона Хуана с моим. Его не интересовала концептуализация своего знания. Если я на
таивал на этом, он объяснял мне все с уникальной точностью и ясностью, хотя у него не было склонности к объяснениям. Он говорил, что человек или теряет время в интеллектуальных дебрях, или действует. Я - другой. Я хочу понять процессы магии дона Хуана, н
о не интеллектуально, а энергетически. Я верю в возможность погружения в энергетические "дебри" Вселенной, не трансформируя это в рациональный (исп. cerebral - мозговой, рассудочный, рациональный) процесс.
- С чем связано и что означает для Вас положение нагуаля?
- Находиться во главе ряда практикующих уроки дона Хуана. На абстрактном уровне это связано с ответственностью нового нагуаля за процесс восприятия каждого из практикующих. Поскольку все они вовлечены в следование за доном Хуаном, нагуаль, для того, чтобы
вести практикующих сквозь энергетические потоки Вселенной, должен использовать свою силу и дисциплину, а чтобы справиться с такой задачей - обладать уравновешенностью и здравым смыслом.
- Как могли бы Вы описать нам мир современного нагуаля?
- Это мир магов, в который ввел нас дон Хуан. Его нельзя классифицировать как некий мир, существующий отдельно от повседневного. Это, скорее, своего рода состояние, в котором, например, данное слово означает окончательное действие, которое нельзя отменить
. Обещание подобного рода сродни официальному документу, не подлежащему изменению. В другом аспекте - более абстрактном - мир нагуаля это мир, где воспринимаются необычные (исп. inusitadas - неупотребляемые, необычные) вещи. Дон Хуан объяснял вопрос о не
бычном восприятии, говоря, что для человека, в общем, обязательным условием его является полное безмолвие. Остановка внутреннего диалога, говорил он, это дверь в состояние мага, дверь в мир, где необычное восприятие - повседневная вещь...
- которая не кажется очень простой...
- Способ, которым дон Хуан смог заставить умолкнуть внутренний диалог своих учеников, заключался в побуждении их к пребыванию в безмолвии секунда за секундой. Можно сказать, что безмолвие "склеивается" из секунд, пока не доходит до индивидуальной границы,
существующей в каждом из нас. Мой лимит равнялся пятнадцати минутам. Когда я дошел до него, накапливая безмолвие, каждодневный мир изменился, и я воспринял его неописуемым образом. Единственно возможная практика, которую можно посоветовать, это усилие,
нтенсивное желание достичь безмолвия шажок за шажком. Совершенно не допустимо, чтобы кто-то нас учил, как делать эти шажки, или вел нас за руку, каждое мгновение давая инструкции. Дон Хуан говорил, что единственно существенным является личное решение кажд
ого из нас прийти к безмолвию.
- И кто в настоящий момент входит в мир нагуаля?
- Ученики дона Хуана: Кэрол Тиггс, Тайша Абелар и Флоринда Доннер-Грау. Были и другие ученики-индейцы. Однако только эти смогли поддерживать требуемое состояние полного безмолвия. Я знаю, что в Соединенных Штатах и в Латинской Америке разные люди объявляю
т себя учениками дона Хуана или нашими, но правда заключается в том, что мы никого не обучаем и никогда не обучали - и не по причине отсутствия желания или интереса с нашей стороны, а потому, что никто не осмеливается изменять привычки, образ мышления и
исциплину, развив те качества, которые необходимы для того, чтобы прийти в мир магов. Мир магов - не вымысел и не мечта. Это состояние перемен, маневрирования, радикального действия. Дон Хуан определял самого себя ни как брухо, ни как духовную личность, а
как путешественника по непостижимому океану неизвестного. Чтобы плыть по этому океану, говорил он, нужны твердые, как сталь, дисциплина, рассудок и отвага.
- Вы представляете доступ к магии как вопрос накопления достаточного количества энергии, но не все люди кажутся в равной степени способными на это от рождения. Действительно ли существует шанс для всех?
- Да. Я добавил бы к этому, что, как мне кажется, никто не рождается, будучи в достаточной степени наделенным энергией. Это сводит проблему к общему знаменателю: поскольку никто не имеет достаточно энергии, шансы у всех нас почти равные. Бесспорно, есть л
юди, которые родились, обладая гораздо большей энергией, чем другие, но это только для того, чтобы тратить ее на повседневные дела. Такое количество энергии не имеет никакого преимущества для достижения мира магов. Туда входят те, кто накапливает энергию
особого качества: плод железной дисциплины и намерения.
- Разве можно противостоять повседневному миру, не теряя энергии?
- Маги, подобные дону Хуану, утверждают, что можно. Они говорят, что события повседневного мира губительны для нас только в том случае, если они преломляются через ощущение собственной важности. Мы так эгоцентричны, что мельчайшая неприятность подавляет
нас. Мы тратим столько энергии на то, чтобы подать и защитить свое "Я" в обыденном мире, что у нас ничего не остается на то, чтобы встретить лицом к лицу что-либо противоречащее нам. Этот полный износ кажется чем-то неизбежным, так как мы движемся исключ
тельно по колее, проложенной нашей социализацией. Если бы мы осмелились сменить колею, изменить образ существования, лишь подавив натиск собственной важности, то достигли бы невиданного результата: свели бы на нет ежедневную растрату энергии и оказались б
ы в энергетических условиях, которые позволили бы нам воспринимать гораздо больше, чем мы привыкли считать возможным.
- Возможно ли добиться этого без "толчка" нагуаля?
- То, что предлагает дон Хуан, достижимо для всех тех, кто добился внутреннего безмолвия. Остановка внутреннего диалога - это конечная цель, к которой можно прийти, используя любые средства. Присутствие учителя или проводника не лишне, но и не является со
вершенно необходимым. Что действительно необходимо, так это ежедневные усилия по накоплению безмолвия. Дон Хуан говорил, что приход к полному безмолвию равнозначен "остановке мира". Это момент, когда видишь в окружающей нас Вселенной поток энергии.
- Что общего между тем, что Вы определяете как сновидение и тем, что другие авторы называют "управляемым сном" (исп. lucido - четкий, ясный)?
- Ничего общего. Сновидение - это маневр магов, которые с помощью железной дисциплины трансформируют обычные сны, будь они управляемые или неуправляемые, в нечто трансцендентальное. Я не знаю никого в нормальном, повседневном мире, кто обладал бы дисципли
ной, необходимой для того, чтобы довести до конца подобную трансформацию. Управляемые сны очень живые, но их нельзя использовать как энергетический шлюз для того, чтобы перенести наше осознание в другие миры, столь же реальные и поразительные, как мир по
седневных дел.
- Вы неоднократно подчеркивали важность переживания заново (исп. recapitulacion - в русском переводе книги К.Кастанеды - "перепросмотр") и многие люди, вдохновленные тем, что Вы говорили, попытались его практиковать. Не могли бы Вы рассказать о методике и
конкретных результатах этого упражнения?
- Переживание заново было для дона Хуана незаменимым способом, чтобы начать путь к свободе. Это не техника восстановления энергии, а маневр, соответствующий видению магов. Они считают, что обладание осознанием бытия - состояние, присущее всему живому. Нек
ая необыкновенная сила дает самосознание тем, кто только что родился - будь то вирус, амеба или человеческое существо. В конце жизни та же самая сила отнимет у каждого из этих существ одолженное им самосознание расширенное за счет индивидуального жизненн
го опыта. Для мага переживание заново является способом вернуть этой необыкновенной силе то, что она одолжила нам в момент нашего рождения. Совершенно невероятно, говорил дон Хуан, что эта сила довольствуется вышеупомянутым переживанием заново. Поскольку
единственное, чего она от нас хочет, это самосознание, то в случае, если мы его отдаем ей в виде переживания заново, она не отнимает у нас в конце-концов жизнь, а позволяет пройти вместе с ней к свободе. Так маги теоретически объясняют переживание заново
Методика его очень проста. Сначала составляется список всех людей, с которыми поддерживались отношения, от настоящего времени до, возможно, момента рождения. Смысл заключается в том, чтобы вновь пережить опыт общения с каждым, кто входит в список - не пр
осто вспоминая их, а именно переживая заново. К этому прибавляется очень медленное ритмичное дыхание - справа налево с выдохом посередине, которое называют "веером", потому что оно освежает (букв. обмахивает) воспоминания. Маги верят в то, что весь мир н
ш опыт общения, будучи пережитым заново, отдается необыкновенной силе, разрушающей нас. Так как этот маневр не имеет ничего общего с психологическими упражнениями, подобными психоанализу; переживание заново всего жизненного опыта подразумевает использован
ие уже потраченной энергии.
- А как узнать, правильно ли осуществляется переживание заново?
- Вашими случайными, но конкретными результатами явится возрастание энергии и состояние хорошего самочувствия. Наличие этих двух ощущений и является критерием.
- То, что Вы называете вторым вниманием, описывается вами, главным образом, в последней книге "Искусство сновидения", как жестокий мир, кишащий опасностями и западнями, - ничего общего не имеющий с рассказами о безмятежном и счастливом мире. Откуда эти ра
зличия? Почему знания Вашей линии так существенно отличаются от тех, с которыми знакомят нас другие источники?
- Дон Хуан объяснял такое расхождение тем, что мир магов - это мир живой, конкретный и реальный, войти в который можно полностью. Он говорил также, что мир мистиков - это мир, порожденный отблесками неизвестного, мертвый, воображаемый мир, который не имее
т ничего общего с реальностью борьбы и беспрестанными изменениями живого и реального мира. Как я уже говорил ранее, дон Хуан считал магов путешественниками по океану неизвестного. Я думал вначале, что это поэтическая метафора, но потом понял, что это фен
менологическое описание состояния бытия. Невозможно, говорил дон Хуан, чтобы западный человек был в такой степени упрощенцем, чтобы верил бы в мистические "удовольствия" тех, кто никогда не отправлялся в неизвестное преднамеренно и совершенно осознанно.
-Только что Флоринда Доннер-Грау и Тайша Абелар опубликовали книги о своем собственном обучении у дона Хуана. Существует какая-то причина, по которой они решили нарушить молчание?
- Обе они решили написать о своем опыте на пути воина после возвращения Кэрол Тиггс, которая отсутствовала десять лет. То, что она вернулась к нам, вызвало полную перемену перспективы, начертанной доном Хуаном, и наш выход из изоляции, предписанный им же.
Вследствие этой перемены три ученицы дона Хуана: Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абелар и Кэрол Тиггс - достигли чрезвычайной значимости в мире магов. Благодаря собственной безупречности, они превратились в его настоящих представительниц. Они сами поставили
перед собой цель написать о своем ученичестве, что я нахожу в высшей степени уместным, ибо никто, кроме них, не смог бы дать столь точную оценку дона Хуана как отменного учителя.
- Что случилось с остальными учениками, к которым мы привыкли, читая Ваши книги?
- Их уже нет с нами по очень простой причине: они не могут удовлетворить моим академическим требованиям. Необходимо было, чтобы ученики привыкли к темпераменту нового нагуаля, который означает темперамент переживания "любовного романа" со знанием. Остальн
ые ученики желали, чтобы я был не более чем практикующим знание дона Хуана. Подобное невозможно, должно было быть наоборот, как того требует традиция. Так что я их не оставлял - это они меня оставили. Теперь они надеются, что в решающий момент им сможет
омочь дон Хуан. Наши отношения с другими учениками завершились, как только Флоринда Доннер-Грау и Тайша Абелар написали свои книги, подкрепив этим свою связь с интеллектом, а следовательно, с нынешним нагуалем.
- Наряду со сновидением, одним из основных понятий, изложенных в Вашей книге, которое также претерпело множество интерпретаций, является отслеживание (исп. acecbo - слежка, наблюдение; в русском переводе книги - сталкинг). Что, в точности, означает "отсле
живать"?
- Дон Хуан называл отслеживанием действие по смещению точки сборки и удержанию ее там, куда она была смещена. Точка сборки - это понятие магов, которые считают, что восприятие человеческих существ осуществляется в невидимой для обычного глаза точке, распо
ложенной на уровне лопаток, но не в физическом теле, а в энергетической массе, примерно на расстоянии метра от спины. Именно там соединяются миллионы энергетических волокон вселенной, которые, путем интерпретации, трансформируются в восприятие повседневн
го мира. Маги уверяют, что если точка сборки смещается с помощью сновидения или путем практических действий, в ней соединяется ряд других энергетических нитей, и поэтому нашему восприятию становится доступен другой мир. Поддерживать ее после смещения в но
вом положении - настоящее искусство. Тот кто не может достичь этого, никогда не сможет воспринимать другие миры в полном виде; он будет воспринимать их частично и хаотично. Можно сказать, что восприятие фиксируется по мере того, как фиксируется точка сбо
ки, а это, главным образом, вопрос наличия достаточного количества энергии.
- Вы говорили о смещении точки сборки с помощью практических действий. О каких действиях идет речь?
- В основном "следящие" достигают энергии, необходимой для овладения искусством отслеживания, благодаря маневрированию поведением, являющемуся добровольным вовлечением "следящего" в когнитивные диссонансы. Так, например, обучали Тайшу Абелар. Одним из ман
евров поведения, которые ее заставили пережить маги, было превращение в нищенку. В течение года ее, грязную и оборванную, ежедневно посылали к дверям церкви просить милостыню. Задачей Тайши было настолько полное превращение, чтобы ее поведение полностью
оответствовало расхожему образу попрошайки. Тайша делала это не как актер, для которого представление является вопросом каких-то мгновений - она действительно была нищей. Другой пример отслеживания - моя работа поваром в течении почти двух лет, на которую
меня направила спутница дона Хуана, донья Флоринда - работа, которая каждодневно отнимала все мое время. Еще один пример отслеживания описан Тайшей Абелар в ее книге: когда ее заставили больше года жить на огромных деревьях. Результатом этих маневров яв
яется то, что практикующий трансформируется до такой степени, что превращается в саму трансформацию. Это и означает отслеживать.
- Рекомендуете ли Вы этот тип маневрирования тем, кто хочет быть вовлеченным в диссонансы?
- Конечно, это очень трудный для осуществления в условиях повседневного мира маневр магов. Не знаю, как смог бы кто-либо привести другого к отслеживанию без руководства собственным отслеживанием. Мне говорили, что есть люди, которые уверяют, что могут нау
чить отслеживать. По моему мнению, это очень расчетливый обман, и несправедливо, когда люди, действительно заинтересованнные, попадают в подобную ловушку. Между прочим, при отслеживании необходимо быть безупречным по отношению к другим и к себе самому, ч
обы видеть, каков ты есть, не обманывая себя. Только достигнув равновесия между привязанностью к окружающему нас миру и отчуждением от него, можно заниматься отслеживанием. Пока не достигнешь такого состояния, это бессмысленно. Тот, кому удастся его дости
чь, будет практиковать его, а не обучать ему, да еще брать за это деньги. Однажды дон Хуан сделал очень точный комментарий по поводу тех, кто учит, сам не зная того, чему учит: "Ни в коем случае не позволяй вынуждать себя быть воином лишь по выходным дня
. Очень просто думать, что одновременного усилия вполне достаточно. Это не так. Чтобы выбраться из того дурного места, где все мы сейчас находимся, нужно использовать всю имеющуюся силу".
- Расскажите нам об альтернативной смерти магов. Ее следует понимать как метафору или как реальный факт? Стремитесь ли Вы и Ваша группа к ее достижению?
- Позвольте мне объяснить, что мы не составляем группу. Каждый из нас, изучающих знание дона Хуана, - отдельный индивидуум. Объединяет нас намерение достичь свободы, но не в такой степени, чтобы сделать нас спаянной группой. Сгореть во внутреннем огне - в
от альтернатива физической смерти; это не метафора, это реальный факт, хотя и непостижимый. Дон Хуан объяснял внутренний огонь как состояние энергетического напряжения, порожденное согласием следовать предварительным условиям пути воина. Это физическое н
пряжение вызывает в надлежащий момент энергетический взрыв, который трансформирует каждую клетку живого существа в самосознание, то есть, в чистую энергию. Разумеется, все мы, его ученики, стремимся достичь этого конечного состояния. Дон Хуан называл его
полной свободой, потому что для него это состояние подразумевало восприятие окружающего нас мира, свободное от объяснений, базирующихся на нашей социализации и языке.
- Дон Хуан желал свободы. Добился он, в конце-концов, своей цели?
- Дон Хуан утверждал, что умереть, как умирают маги, означает перенести самосознание на непостижимый для линейного разума план. Умереть, отдав себя внутреннему огню, равнозначно превращению всего нашего физического существа в осознание существования. Дон
Хуан умер именно так, достигнув того, что маги называют полной свободой. Осознание бытия, расширенное за счет вклада нашей физической части, достигает неописуемых уровней. Свобода для мага - это свобода воспринимать мир, как воспринимают его существа все
бъемлющие (исп. total), а не как люди - обезьяны, скованные социализацией и языком.
- И куда ушел дон Хуан, если только возможно это описать каким-либо образом?
- Кэрол Тиггс и Флоринда Доннер-Грау уверяют, что знают о происходящем с доном Хуаном. Их идея заключается в том, что и остальные маги, сопровождающие его, оказались плененными в одном из состояний мира, которое маги называют "луковыми чешуйками". Они утв
ерждают, что дон Хуан не смог вырваться из мира, который является двойником нашего, мира неорганических существ, вследствие того, что, хотя он был абстрактным человеком, его группа состояла из очень конкретных практикующих. Они говорят, что если бы степе
ь абстрагирования этих практикующих была выше, осознание всех спутников дона Хуана достигло бы в своем рывке гораздо большего. Возможно, осознание дона Хуана застряло где-нибудь там, где он не желал оказаться, в состоянии, не свойственном его темпераменту
. Как бы то ни было, нагуаль способен преобразовывать ситуации в зависимости от многочисленных обстоятельств. Единственное, что существует для нагуаля - это борьба. Нагуаль понимает, что он именно там, где и должен быть - и оттуда продолжает свой путь.
- Означают ли Ваши неоднократные утверждения, что Вы - последние и что с Вами прекращает существование Ваша линия, что завет дона Хуана будет утрачен навсегда?
- Действительно, мы завершаем линию дона Хуана. Но дон Хуан хотел, чтобы я трансформировал эту негативную ситуацию в нечто очень позитивное, добившись того, чтобы идея свободы стала всеобщим достоянием. Если бы это стало возможным, его линия не прекратила
бы своего существования. Напротив, число следующих ей было бы огромным. Желание мое, чтобы это произошло, очень сильно, а мое намерение - безупречно. Могу сказать лишь, что я отчаянно надеюсь, что это произойдет, но все - в руках духа и нашей собственно
безупречности. Несомненно, нечто побуждает нас к тому, чтобы мы завершили этот путь, как дон Хуан, отдав себя внутреннему огню. Мы не желаем оказывать этому какое-то сопротивление. Мы хотим предложить достаточно значимый аргумент, чтобы получить возможно
сть продолжить нашу работу, располагая для этого необходимым временем.
- Между тем, множится число людей, которые организуют курсы изучения Вашей системы знания, используют Ваши концепции и осуществляют "вольное адаптирование" уроков дона Хуана. Каково Ваше мнение по этому поводу?
- Я не думаю, что этому можно обучать... За долгие годы я прочитал огромное количество лекций о своем обучении у дона Хуана, но, кажется я добился только того, что подарил терминологию ряду людей, заработавших на этом известность. То, что предлагает дон Х
уан, ведет к осязаемым делам, которые требуют большого усердия и отдачи. Проводить подобные апокрифические курсы не имеет смысла потому, что в действительности знанием дона Хуана интересуется много людей, и жаль, что появились такие, кто цинично пользует
я этой ситуацией: деньги берут, а научить ничему не могут. Ужасающе очевидно, что в основе всего этого лежит лишь экономический интерес. Несомненно, никто из тех, кто посещает такие курсы, никогда не сможет что-либо извлечь из них. Никто из нас, учеников
дона Хуана, не может обучать так, как обучал он, потому что для этого необходимо руководство, которого у нас нет. Поэтому у меня в сознании возникает вопрос: как могут делать это люди, которые понятия не имеют о том, что делал дон Хуан?
- Когда дон Хуан говорил об эволюционировании, что означала для него эта эволюция и каково ее направление?
- На протяжении моего обучения доном Хуаном я пришел к пониманию жизненной важности осознания того, что мы должны изменить состояние бытия. Это изменение дон Хуан называл эволюцией. Он утверждал, что общественные установки заставляют нас возвышать до уров
ня биологической заповеди размножение, но пора принять во внимание другую заповедь природы: эволюцию. Для него знаком этой преднамеренной эволюции в человеческом существе было достижение видения Вселенной как потока энергии. То, что мы "видели" самих себ
как поля энергии как "светящиеся яйца", как он говорил, означало для нас отмену интерпретационной системы, которая позволяет нам видеть мир только таким, каким мы его видим. Дон Хуан говорил об этой системе как о системе восприятия, которая фиксирует сен
сорные данные и преднамеренно трансформирует их в восприятие мира. Возьмем, к примеру, случай, когда мы рассматриваем сенсорные данные здания, в котором размещается сберегательный банк . Все, что улавливают наши чувства, это наличие архитектурного строен
я, которое мы называем зданием, которое, само по себе, уже является интерпретацией. Однако, акт полной преднамеренности, который заставляет нас "видеть" "сберегательный банк" является актом чистой интерпретации, так как, чтобы "видеть" "сберегательный бан
к", мы должны использовать наше осмысление цивилизации. Дон Хуан утверждал, что наша интерпретационная система продолжает действовать потому, что все мы вовлечены в циничные и лживые маневры восприятия, с которыми нам следует покончить. Если только мы не
посвятим каждый удар сердца данной задаче, мы и дальше будем оставаться жертвами этого шантажа.
- Какова же альтернатива?
- Знание дона Хуана - это жизненно важный способ покончить с вышеупомянутыми маневрами. Он говорил, что тот, кто считает их существование ложью или выдумкой, еще одним фарсом вдобавок ко всем прочим, тот и оказывается обманут, ибо таким образом утверждает
ся ценность и нерушимость интерпретационной системы повседневного мира. Единственное, что в таком случае остается нам, это старость и дряхлость. Один знаменитый в шестидесятых годах проповедник наркотиков не так давно заявил, что открыл до ужаса простой
аркотик, позволяющий парить в облаках двадцать четыре часа в сутки, и этот наркотик называется дряхлость. Если все, что нас ждет перед смертью и, это старость и дряхлость, значит, общественные установки лгали нам, заставляя верить в то, что наш выбор в по
вседневном мире разнообразен и необыкновенен. Мечтой дона Хуана было достичь этого многообразия выбора путем отмены эффекта интерпретационной системы. В этом и заключается суть его уроков. Кто бы ни принимался истолковывать их в обстановке аудитории, он
стается циником и комедиантом, потому что не существует способа сделать это, не сумев прежде принять нутром концептуальную парадигму дона Хуана. Предлагая идею преднамеренной эволюции, которая сменила бы нашу интерпретационную систему, он предлагает тотал
ьную революцию, имя которой - свобода.

Перевод с испанского языка
Владимира Андреева

Printed in magasine "Terminator" N1 '1997.

2

НАВИГАЦИЯ В НЕИЗВЕСТНОМ: Интервью Даниэля Трухилло Риваса с Карлосом Кастанедой для журнала "Уно Мисмо" (Чили и Аргентина), февраль 1997.
В: М-р. Кастанеда, многие годы вы оставались в абсолютной недоступности. Что заставило вас изменить это условие и заговорить публично о техниках, которые вы и три ваших товарища получили от нагуаля Хуана Матуса?

О: Распространять идеи дона Хуана нас вынудила необходимость внести ясность в то, чему он нас учил. Для нас это задача, которую нельзя больше откладывать на потом. Его другие три ученицы и я единодушно пришли к выводу, что мир, в который ввел нас дон Хуан, возможен для восприятия всех человеческих существ. Мы обсуждали между собой, какой наиболее подходящий путь выбрать. Оставаться недоступными как предполагал дон Хуан? Такой выбор не был приемлем. Другим возможным для нас путем было распространение идей дона Хуана: бесконечно более опасный и изнурительный выбор, но единственный, который, как мы надеемся, несет в себе то достоинство, которым было наполнено все учение дона Хуана.

В: В свете того, что вы говорили о непредсказуемости действий воина, о чем мы слышали на протяжении трех десятилетий, можем ли мы ожидать, что стадия общедоступности, в которой вы находитесь, подлиться недолго? На сколько это?

О: Для нас нет способа устанавливать временные критерии. Мы живем в соответствии с предпосылками, оставленными нам доном Хуаном и мы никогда от них не откланяемся. Дон Хуан дал грандиозный пример человека, который жил в соответствии с тем, что говорил. И я утверждаю, что это грандиозный пример, потому что это то, чему очень трудно подражать: быть монолитным и в то же время быть гибким для встречи с чем угодно. Так жил дон Хуан.
Согласно этим предпосылкам: единственное, чем может быть человек - безупречным посредником. Человек не игрок в космической шахматной партии, он просто пешка на доске. Здесь все решает сознательная безличная энергия, которую маги называют намерением или Духом.

В: Насколько я уяснил себе, ортодоксальная антропология, также как и верные защитники доколумбового наследия Америки, сомневаются в достоверности ваших работ. Вера в то, что ваши работы скорее продукт вашего литературного таланта, который, впрочем, исключителен, продолжает существовать и поныне. Есть также другая часть, которая обвиняет вас в двойной игре, возможно потому, что стиль вашей жизни и ваша деятельность противоречат тому, что большинство ожидает от мага. Как бы вы могли развеять эти подозрения?

О: Система знаний западного человека заставляет нас полагаться на предвзятые идеи. Мы строим наши суждения на чем-то всегда априорном, например идея о том, что такое "ортодоксальный". Что такое ортодоксальная антропология? Отдельная мысль из университетских лекционных залов? Что такое поведение мага? Носить перья у себя на голове и танцевать перед духами?
Уже тридцать лет люди обвиняют Карлоса Кастанеду в создании литературного персонажа просто потому, что то, о чем я сообщил им, не совпадает с антропологическим "априори": идеями, созданными в лекционных залах и антропологических полевых работах. Однако то, что явил мне дон Хуан применимо только к ситуации, которая вынуждает к тотальному действию, и в таких обстоятельствах очень мало или вообще нет места для предвзятости.
У меня никогда не было возможности делать выводы относительно магии, потому что чтобы делать их, нужно быть активным участником магического мира. Для социального ученого, допустим социолога, очень просто прийти к социологическим выводам о любом объекте относящемуся к Западному миру, потому что социолог сам является участником Западного мира. Но как может антрополог, который проводит самое большое года два, изучая другие культуры прийти к достоверным выводам относительно них? Нужна целая жизнь, чтобы стать членом культуры. Я работаю более тридцати лет и мире знаний магов древней Мексики и, откровенно, я не верю, что я получил членство, которое позволило бы мне делать выводы или даже предполагать их.
Я обсуждал это с представителями разных дисциплин и они всегда понимали и соглашались с моими предпосылками. А затем они отворачивались и забывали все, с чем они соглашались и продолжали придерживаться "ортодоксальных" академических принципов, не беспокоясь о возможности абсурдных ошибок в своих выводах. Наша система знаний непробиваема.

В: Какова цель того, что вы не позволяете себя фотографировать, записывать свой голос и скрываете свои биографические данные? Могло ли это повлиять но то, чего вы достигли в своей духовной работе, и если да, то как? Не думаете ли вы, что для некоторых искателей правды было бы лучше знать кто вы такой в действительности, чтобы лучше подтвердить, что реально возможно следовать ваши путем.

О: Что касается фотографий и личных данных, то другие три ученицы дона Хуана и я сам следуем его инструкциям. Для мага как дон Хуан, основной смысл отказа от разглашения личных данных очень прост. Обязательно надо расстаться с тем, что он называл "личной историей". Отказ от собственного "Я" есть нечто весьма раздражающее и сложное. То, чего ищут маги как дон Хуан, это состояние текучести, где собственное "Я" не идет в зачет. Он верил, что отсутствие фотографий и биографий заставляет кого угодно войти в эту сферу деятельности, несомненно, хотя и подсознательно. Мы бесконечно привязаны к использованию фотографий, записей и биографических данных, что происходит от идеи о собственной важности. Дон Хуан говорил, что было бы лучше не знать ничего о маге; в этом случае вместо того, чтобы столкнуться с личностью, встречаешься с идеей, которую можно поддерживать; совершенно обратное тому, что случается в повседневном мире, где мы видим только людей, имеющих многочисленные психологические проблемы, а не идеи, все они до краев наполнены своим "Я,я,я".

В: Как ваши последователи должны воспринимать рекламную и коммерческую инфраструктуру вокруг вашей литературной работы и того знания, которое вы и ваши товарищи распространяете? Каковы ваши действительные отношения с Клиргрин Инкорпорейтед и другими компаниями (Логан Продакшнз, Толтек Артистз)? Я говорю о коммерческих связях.

О: В данный момент в своей работе я нуждаюсь в ком-то, кто мог бы быть моим представителем в плане распространения идей дона Хуана. Корпорация Клиргрин весьма близка к нашей работе, также как и Логан Продакшнз и Толтек Артистз. Идея распространения знаний дона Хуана в современном мире подразумевает использование коммерческих и артистических средств, находящихся вне сферы моего влияния. Как корпорации близкие идеям дона Хуана Клиргрин Инкорпорейтед, Логан Продакшнз, Толтек Артистз способны предоставить средства для распространения того, что я хочу распространять. Всегда существует тенденция преобладания безликих корпораций, которые преобразуют все что им предоставляется и приспосабливают это к своей идеологии. Если бы не искренний интерес Криргрин, Логан Продакшнз и Толтек Артистз, все, о чем говорил дон Хуан, на сегодня было бы превращено в нечто иное.

В: Существует большое число людей, которые так или иначе "приклеиваются" к вам, чтобы получить дешевую известность. Каково ваше мнение о действиях Виктора Санчеса, который переработал и интерпретировал ваше учение, чтобы выработать свою собственную теорию? А также об утверждениях Кена Орлиного Пера, что он был избранным учеником дона Хуана и что дон Хуан вернулся исключительно ради него?

О: Действительно есть некоторое число людей, которые называют себя моими учениками или учениками дона Хуана, людей, с которыми я никогда не встречался и, я гарантирую, дон Хуан тоже. Дон Хуан Матус был исключительно заинтересован в продолжении его линии магов. У него было четыре ученика, которые остаются и по сей день. У него были и другие, которые ушли с ним. Дон Хуан не был заинтересован в обучении своему знанию, он обучал своих учеников, чтобы продолжить его линию. Из-за того, что они не могут продолжить линию дона Хуана, четыре его ученика вынуждены были распространять его идеи.
Понятие учителя, который преподает свое знание это часть нашей системы знаний, но это не является частью системы знаний магов древней Мексики. Учить было бессмыслицей для них. Передать свое знание тому, кто должен был продолжить их линию - совсем другое дело. Тот факт, что есть личности, настойчиво использующие мое или дона Хуана имя, это всего лишь легкий способ извлечь себе выгоду без особых усилий.

В: Давайте рассмотрим значение слова "духовность" как состояние сознания, в котором человеческие существа полностью могут контролировать потенциал своего вида, как нечто, достижимое преодолением простого животного состояния путем тяжелой физической, моральной и интеллектуальной тренировки. Вы согласны с этим утверждением? Как мир дона Хуана вписывается в этот контекст?

О: Для дона Хуана Матуса, прагматичного и предельно трезвого мага, "духовность" была пустым идеализмом, утверждением без основания, которое мы считаем красивым, потому что оно инкрустировано литературными идеями и поэтическими выражениями, но которое никогда не выходит за пределы этого.
Маги как дон Хуан по сути своей практичны. Для них существует лишь вселенная хищников, в которой рассудок или осознание есть продукт борьбы жизни и смерти. Он считал себя навигатором в бесконечности и говорил, что, чтобы плавать в неизвестном магу нужен беспредельный прагматизм, безграничная трезвость и стальной характер.
В виду всего этого, дон Хуан верил, что "духовность" является просто описанием чего-то недостижимого в структуре мира повседневной жизни, и это не стоящий способ действовать.

В: Вы утверждали, что ваша литературная деятельность, также как и Тайши Абеляр и Флоринды Доннер-Грау, результат указаний дона Хуана. Какова цель этого?

О: Цель написания этих книг была дана доном Хуаном. Он утверждал, что даже если ты не писатель, ты все равно можешь писать, но написание превращается из литературного действия в магическое. Не ум писателя определяет тему и ее развитие, а скорее сила, которую маги считают основой вселенной и которую они называют намерением. Именно намерение определяет произведение мага, не важно литературное или другого рода.
По словам дона Хуана практикующий магию должен и обязан насыщать себя любой возможной информацией. Работа магов заключается в том, чтобы подробно информировать себя обо всем, что могло бы относиться к предмету их интереса. Магический акт состоит в преодолении любой заинтересованности в управлении течением информации. Дон Хуан говорил: "Не маг, а намерение согласует идеи, проистекающие из некого источника информации. Маг просто безупречный проводник". Для дона Хуана писательство было магическим вызовом, а не литературной задачей.

В: Беру на себя смелость сказать, что ваша литературные работы представляют концепции, близкие восточным философским учениям, но противоречат тому, что широко известно о мексиканской индейской культуре. В чем сходства и различия между ними?

О: Не имею ни малейшего понятия. Я не изучал ни одну из них. Моя работа это феноменологический отчет о мире знаний, с которым дон Хуан познакомил меня. С точки зрения феноменологии как философского метода невозможно делать утверждения, относящиеся к исследуемому феномену. Мир дона Хуана настолько огромен, таинственен и противоречив, что он непригоден для упражнений в прямом толковании; лучшее, что можно сделать - описать его, и само по себе это предельная попытка.

В: Принимая во внимание то, что учение дона Хуана стало частью оккультной литературы, каково выше мнение о других учения этого рода, например о масонской философии, розенкрейцерстве, герметизме и таких дисциплинах, как Кабала, Таро, астрология, если сравнивать их с нагуализмом?

О: Опять-таки, я не имею ни малейшего понятия о том, каковы предпосылки, точки зрения и предметы этих учений. Дон Хуан предоставил нам задачу плавания в неизвестное, и это поглощает все наши возможные усилия.

В: Имеют ли некоторые концепции ваших работ, такие как точка сборки, энергетические волокна, составляющие вселенную, мир неорганических существ, намерение, сталкинг и сновидение какие-либо эквиваленты в Западной системе знаний? Например, некоторые люди считают, что видение человека, как светящегося яйца является выражением ауры.

О: Насколько мне известно, ничего из того, чему дон Хуан учил нас, не имеет аналогов в Западном знании.
Однажды, пока дон Хуан еще был здесь, я потратил целый год в поисках гуру, учителей и мудрецов, которые могли бы дать намек на то, чем они занимаются. Я хотел знать, было ли в то время в мире нечто похожее на то, что говорил и делал дон Хуан.
Мои средства были весьма ограничены и они привели меня лишь к признанным авторитетам, имевшим миллионы последователей, и, к сожалению, я не смог найти какого-либо подобия.

В: Остановимся на ваших литературных трудах. Ваши читатели находят разного Карлоса Кастанеду. Сначала мы находим несколько некомпетентного Западного ученого, постоянно сбитого с толку силой старых индейцев, дона Хуана и дона Хенаро (главным образом в "Учении дона Хуана", "Отдельной реальности", "Путешествии в Икстлан", "Сказках о силе" и "Втором кольце силы"). Позже мы находим ученика сведущего в магии (в "Даре орла", "Огне изнутри", "Силе безмолвия" и, в особенности, в "Искусстве сновидения"). Если вы согласны с такой оценкой, то где и когда вы перестали быть одним и стали другим.

О: Я не считаю себя магом, учителем или продвинутым учеником магии, я также не считаю себя антропологом или социальным ученым Западного мира. То, что я показывал, было описанием феномена, который невозможно определить в условиях последовательности знаний Западного мира. Я никогда не мог объяснить то, чему дон Хуан учил меня в терминах причин и следствий. Нельзя было предсказать, что он скажет или что должно случиться. В такой обстановке переход из одного состояния в другое является субъективным, а не чем-то разработанным, продуманным или же продуктом здравого смысла.

В: В ваших литературных работах можно найти эпизоды, которые действительно невообразимы для Западного ума. Как может кто-либо непосвященный проверить, что все эти "отдельные реальности" реальны, как вы то утверждаете?

О: Это можно легко проверить, используя все свое тело вместо интеллекта. Нельзя войти в мир дона Хуана интеллектуально, как дилетант, ищущий скорого и быстрого знания. И ничто в мире дона Хуана не может быть проверено абсолютно. Единственное, что мы можем сделать, это достичь состояния повышенного осознания, которое позволяет нам воспринимать мир, окружающий нас, более полным образом. Другими словами, цель магии дона Хуана разрушить параметры исторического и повседневного восприятия и воспринимать неизвестное. Именно поэтому он называл себя навигатором неизвестного. Он утверждал, что неизвестное лежит вне параметров повседневного восприятия. Разрушить эти параметры было целью его жизни. Поскольку он был выдающимся магом, он вселил это же желание во всех четырех из нас. Он вынудил нас преодолеть разум и воплотить концепцию разрушения границ исторического восприятия.

В: Вы говорите, что "воспринимающие энергию" - основная характеристика человеческих существ. Вы указываете на движение точки сборки как на нечто обязательное для непосредственного восприятия энергии. Как это может помочь человеку XXI века? В соответствии с только что определенной концепцией, как достижение этой цели может помочь чьему-либо духовному развитию?

О: Маги подобные дону Хуану утверждают, что все человеческие существа имеют возможность видеть течение энергии во вселенной. Они верят, что точка сборки, как они это называют, есть точка, существующая в сфере энергии человека. Другими словами, когда маг воспринимает человека как энергию, струящеюся во вселенной, он видит светящийся шар. И в этом светящемся шаре маг может видеть точку повышенной яркости, находящуюся сзади на высоте лопаток, приблизительно на расстоянии вытянутой руки. Маги считают, что восприятие собирается в этой точке; что энергия, текущая во вселенной, преобразуется здесь в чувственные данные, и что чувственные данные в последствии интерпретируются, давая в результате мир повседневной жизни. Маги говорят, что нас научили интерпретировать, и следовательно, нас научили воспринимать.
Прагматическое значение непосредственного восприятия энергии текущей во вселенной одинаково для человека XXI века и для человека I-го века. Оно позволяет ему раздвинуть пределы его восприятия и использовать это расширение своей сферы. Дон Хуан говорил, что было бы удивительным непосредственно видеть чудеса порядка и хаоса вселенной.

В: Вы недавно представили систему упражнений Тенсегрити. Могли бы вы объяснить, что же это такое в действительности? Какова ее цель? Какую пользу в духовном плане может получить для себя человек, практикующий ее?

О: Согласно тому, чему учил нас дон Хуан, маги, жившие в древней Мексике, открыли ряд движений, которые при выполнении их телом вызывали такой физический и умственный прогресс, что они решили назвать эти движения магическими пассами.
Дон Хуан рассказывал нам, что, благодаря своим магическим пассам, эти маги достигали возросшего уровня сознания, который позволил им совершать невероятные подвиги восприятия.
На протяжении поколений магические пассы изучались только практикующими магию. Эти движения были окружены ужасной секретностью и сложными ритуалами. Поэтому-то дон Хуан изучал их сам и поэтому он обучил им своих четырех учеников.
Наши усилия были направлены на расширение учения об этих магических пассах, чтобы любой мог бы изучить их. Мы назвали их Тенсегрити и преобразовали их из специфических движении, подходивших только для каждого конкретного из четырех учеников дона Хуана, в общие движения, подходящие для любого. Практика Тенсегрити, индивидуально или в группах, поддерживает здоровье, жизнеспособность, молодость и общее чувство благополучия. Дон Хуан говорил, что применение магических пассов помогает собрать энергию необходимую для повышения осознания и расширения параметров восприятия.

В: Помимо трех ваших соратников, люди, посещающие ваши семинары, встретились с другими людьми: Чакмулами, Охотниками за энергией, Элементами, Голубым лазутчиком... Кто они? Они часть нового поколения видящих, возглавляемого вами? В таком случае, как можно стать участником такой группы учеников?

О: Каждый из этих людей - определенное существо, которого дон Хуан, как глава своей линии, просил нас подождать. Он предсказал появление каждого из них как неотъемлемую часть своего видения. Так как линия дона Хуана не могла продолжаться из-за энергетической конфигурации четырех его учеников, их цель продолжать линию была изменена на ее закрытие. И мы не в состоянии изменять
эти предписания. Мы не можем ни искать, ни принимать учеников или активных членов видения дона Хуана. Единственное, что мы можем сделать, уступить планам намерения. Тот факт, что магические пассы, столь ревностно хранимые на протяжении многих поколений, преподаются сейчас, лишь доказывает, что любой из нас действительно, непосредственным образом может стать частью нового видения, практикуя Тенсегрити и следуя предпосылкам пути воина.

В: В "Ридерз оф Инфинити" вы использовали термин "навигация", чтобы определить то, чем занимаются маги. Не собираетесь ли вы в скором времени поднять паруса и отправиться в окончательное путешествие? Закончится ли вами линия толтекских воинов, хранителей знания?

О: Да, это верно, мы завершаем линию дона Хуана.

В: Один вопрос, который я часто задавал себе: Включает ли путь воина, как в других учениях, духовную работу в паре?

О: Путь воина включает все и вся. Может существовать целая семья безупречных воинов. Вся сложность в том ужасном факте, что личные отношения основываются на эмоциональных вложениях и в тот момент, когда практикующий действительно начинает применять то, чему учится, взаимоотношения рушатся. В повседневном мире эмоциональные вложения не испытываются нормально, и мы живем целую жизнь, ожидая расплаты. Дон Хуан говорил, что я был твердолобым вкладчиком и мой образ жизни и чувства можно было описать просто как: "Я даю только то, что дают мне другие".

В: Какую надежду на возможный успех может иметь тот, кто желает духовно работать в соответствии со знаниями, распространяемыми через ваши книги? Что бы вы могли порекомендовать желающим самостоятельно применять на практике учение дона Хуана?

О: Невозможно установить пределы того, чего можно самостоятельно достичь, если намерение безупречно. Учение дона Хуана не духовно. Я повторяю это, потому что этот вопрос оказывается на поверхности снова и снова. Идея духовности не соответствует железной дисциплине воина. Наиболее важной для мага, подобного дону Хуану, является идея прагматизма. Когда я встретил его, я полагал, что я человек практичный, социальный ученый, заполненный доверху объективностью прагматизмом. Он разрушил мои притязания и заставил меня увидеть, что я, как истинный Западный человек, не был ни прагматичным, ни духовным. Я понял то, что я только повторял слово "духовность", чтобы противопоставить его корыстной стороне мира повседневной жизни. Я хотел уйти от меркантилизма повседневности и желание сделать это я называл духовностью. Я осознал, что дон Хуан был прав, когда требовал, чтобы я пришел к заключению, определился бы, что я считал духовностью. Я не знал о чем я говорил.
То, что я говорю, может звучать самонадеянно, но нет другого способа сказать об этом. Маг вроде дона Хуана хочет повысить осознание, то есть быть в состоянии воспринимать все, что может воспринять человек; это заключает в себе колоссальную задачу и несгибаемое намерение, которое не может быть заменено духовностью Западного мира.

В: Есть ли что-то, что вы хотели бы объяснить латиноамериканским людям, особенно чилийцам? Не хотели бы вы сделать какое-либо другое заявление помимо ответов на наши вопросы?

О: Мне нечего добавить. Все человеческие существа находятся на одном уровне. В начале моего ученичества у дона Хуана Матуса он пытался заставить меня увидеть насколько одинаково положение человека. Я, как латиноамериканец, был очень вовлечен интеллектуально в идею социальной реформы. Однажды я спросил дона Хуана о том, что я полагал смертельно важным вопросом: "Как ты можешь оставаться отстраненным от ужасающего положения, в котором находятся твои собратья, сонорские индейцы яки?"
"Да, - сказал дон Хуан, - Это очень печально, но, видишь ли, твое положение тоже очень печально, и если ты веришь, что находишься в лучших условиях, чем индейцы яки, то ты ошибаешься. Условия человека в целом находятся в жутком состоянии хаоса. Ни один не лучше, чем другой. Все мы существа, которым предстоит умереть и, если мы не сознаемся себе в этом, для нас нет никакого средства".
Это еще одно преимущество прагматизма мага: осознать, что мы существа, которым предстоит умереть. Они говорят, что когда это происходит, все приобретает трансцендентный порядок и масштаб.


Вы здесь » Normalis » Шаманизм » Карлос о себе в интерьвью