Normalis

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Normalis » Традиции древних славян » Возвращающиеся традиции.


Возвращающиеся традиции.

Сообщений 1 страница 30 из 41

1

В свое время на Руси существовала очень богатая религиозная традиция, которую стоящие у власти люди предпочли заменить на приобретавшее все большую силу и популярность христианство. Искоренить родную веру однако не удалось... образовался очень занимательный симбиоз, названный православием. Более того- люди не перестали праздновать языческие праздники (Купало, колядки), не перестали верить в духов лесных, домовых и пр.

Я предлагаю обсудить тему родноверия, возвращения традиций и т.д.
И для начала размещу цитату из тесктовика "пантеон" взятого с сайта Raaf.Celtica.ru (автор текста мне к сожалению не известен):

Первым и главнейшим из богов у славян был Род. Корень "род" изначально присутствует во всех славянских и даже протославянских языках. Вслушиваясь в само имя этого бога, каждый невольно ощутит его неразрывную связь с такими глубинными понятиями, как "приРОДа", "РОДина", "РОЖдение", "РОД людской", "поРОДа", "наРОД" и т.д. Список подобных однокоренных слов огромен. А человеческая общность начинается именно с языка. Если археологи находят физические признаки прошлого истории человечества, копаясь в земле, то язык наш сам по себе представляет собой огромное "археологическое" богатство. Нужно только внимательней прислушиваться [например, ежедневно употребляемое всеми слово "спасибо" - производное от "спаси бог"; поэтому вряд ли стоит разбрасываться пожеланием "спаси тебя бог" всуе, по отношению к незнакомцам или врагам © ЯД ]. И как бы сами собой откроются перед исследователями бесконечные пространства минувших времен. И многое станет понятным и близким...

Почему именно Род? Всю свою жизнь человек ощущал неразрывную связь с окружающей его действительностью, с природой, он жил в приРОДе, то есть буквально: жил ПРИ всем том, что создал бог Род, жил ПРИ РОДЕ. Место, в котором он жил, называлось РОДиной, то есть именно домом Рода. Вроде бы парадокс, но - даже в позднейшем по времени слове богоРОДица - присутствует Род. А как известно, именно богоРОДицу на Руси почитали особенно, признавая в ней покровительницу своей РОДины. То есть: все в мире, да и сам мир - создал РОД. Все остальные боги - суть части его, как и сам человек, как и все, что есть: и свет, и тьма, и жизнь, и смерть, и мертвое, и живое - во всем (и во всех прочих славянских богах также) присутствует бог изначальный. И зовут его Род. На свете не существует ничего, что бы появилось без участия в этом Рода, хотя бы потому что все на свете (как и сам свет) в конце концов когда-то же РОДилось (то есть буквально - Родом сделалось). Вслушивайтесь, вслушивайтесь в слова. Именно Род - бог-создатель. Гораздо позднее праславян семиты назовут его Иеговой, мусульмане - Аллахом, православные - Саваофом и Богом-Отцом ["Саваоф" - в переводе "бог воинств" - это не самостоятельное имя какого-либо отдельного бога, а лишь хейти (божественный псевдоним) Иеговы © ЯД ].

Здесь нет никакого противоречия. По миропониманию славянина, Бог Единый создал и управляет всеми мирами один, но осуществляет Он эти функции через разные части себя самого - как бы других богов, но по сути: каждый из них - это частица Его.

Далее в славянском пантеоне расположены изначальные боги, отвечающие за глобальные основополагающие понятия, на которых зиждется, по убеждению древних славян, все сущее: это боги света, творения, стихий, любви, рождения, жизни и смерти, впрямую ведущие свое начало от Рода.

Следом наступает черед знакомства с божествами. Это тоже боги, но они как бы отвечают за "отдельные участки работы", здесь меньше глобализма и гораздо больше конкретики. Сюда же относятся божества, рожденные изначальными богами - например, дочь Перуна Магура, дочь Лады Леля, (сын Велеса) Волх...

Знакомство с миром духов, представленным в "Славянском пантеоне", выстроено по несколько иному принципу. Духи были рядом с человеком всегда, они были ближе и понятнее, поскольку и вели себя порой вполне по-человечески. Духи - создания изначально родственные душам. Первые духи - это души умерших предков - Дедов, Чура (Щура) - пращура отдельного племени и рода. Далее возникают: душа дома - Домовой, сна - Дрема, бессонницы - Бабай, и так все далее и далее от центра (дома и человека в нем) - душа подворья, сарая, бани, овина, кузницы, луга, степи, леса, реки... Так постепенно раскрывается весь мир перед глазами человека. Раскрывается и наполняется душами, ибо все - одухотворено единым богом Родом.

2

А Лада кто такая? Тоже богиня?

3

Снова приведу цитату из того же "пантеона":

Лада

Мать двенадцати месяцев - Лада,
Плодоносная осень земли, -
И заступница ты и отрада:
Быть счастливыми всем повели!

Пусть в ворота беда не стучится,
Пусть в семье торжествует покой...
Не оставь нас одних, Рожаница,
Приголубь материнской рукой!

... Все уладит великая Лада,
Мать-богиня славянских корней, -
Только медом да хлебушком надо
Поделиться, ребятушки, с ней.

4

Мнения о богах, их принадлежности и предназначении сегодня очень расхожи. Так в разных источниках можно встретить различную трактовку.
Мне лично импонирует восприятие Лады как богини любви, но любви не юношеской- страстной, а осмысленной взрослой...

"Научи же любить меня, Ладушка-мать "
                                    Креслав Рысь- "Руны Восточных Славян"

увеличить

5

Всем кто интересуется традицией древних славян могу посоветовать поискать книгу "Песни птицы Гамаюн"- очень занимательное повествование.

6

SiRiN, ну давай тогда раскажи уже и дальше, про Лелю.
Мне дак очень интересно, как будто что-то давно знакомое открывается, но хорошо забытое.... А какие имена поэтичные и осмысленные, ибо в корне с нашим славянским языком. Никакого перевода не требуют.))
Никогда бы не подумала, что такой смысл у слова РОД. Теперь знать буду. Хорошо от нас запрятали истину, выветрили напрочь память о тысячелетии язычества. А как красиво и близко по духу.

7

Леля и Лада- обе олицетворяют любовь. Леля- дочь Лады, и она являет собой любовь юную, трепетную, девичью.

Когда Волх- сын Велеса захотел властвовать не только в пекельном царстве, но и во Сварге, он отправился в Ирийский сад за золотыми яблоками которые даровали вечную молодость.

Прилетел он к Ирию светлому,  сел на веточку  райской яблони,
хочет злато яблочко выклевать.
Вдруг услышал он - песня сладкая по небесному саду разносится,
это Леля - богиня прекрасная по небесному саду похаживает, золоты-
ми кудрями встряхивает  и сплетает  венок из лилий,  напевая песню
печальную.  Ее тонкий стан тканью легкой скрыт,  опоясан цветочной
гирляндою, от шагов колеблются перси, и ступает она как лебедушка,
голосок ее ручейком журчит.
И заслушался Сокол песнею  и забыл про волшебные яблоки.

"Песни птицы Гамаюн" Девятый клубок.

увеличить

8

Ну давай теперь колись, что за Велес и что за пекельное царство сие? И чем славен был Велес и сын его Волх?
Ирийский сад, что-то как изменённое типа Иудейский. Или нет?

9

:) Экскурс в мифологию.... Ну чтож, что знаю- расскажу.
Пекельное царство это что то напоминающее христианский ад, но вот отношение у славян к нему было несколько иное... К примеру тотже Велес упоминается как хозяин подземного мира (правда временный), но в тоже время Велеса почитают как "скотьего" бога (златоглазый-круторогий), он пользуется большой популярностью у скотоводов. У меня лично складывается мнение о нем как о боге не лишенном мудрости (поскромничаю  :) ), в то же время он своеволен и непокорен ("буйный Велес"), с легкостью переступает табу и держит ответ за свои поступки...

Велес-сын небесной коровы Земун (особое отношение к Земун наводит на мысль о тесной связи с Индийским ведизмом...),из чьих сосцов пролилось молоко и разлилось по небу млечным путем... К вопросу о его непокорности можно рассказать пример о том, как Велес украл, что называется из под венца, Диву-Додолу, когда они с Перуном играли свадьбу.

Волх- сын Велеса(по одной из версий)или Змея Индрика(по другой) и Матери Сырой Земли, который в свое время стал править пекельным царством.

А как стало Волху полтора часа - слово он сказал,  будто гром
взгремел:
- Ой ты гой еси, Мать Сыра Земля!  Не спеленывай меня пеленой
своей, не завязывай златым поясом  - пеленай меня в латы  крепкие,
надевай на главу золотой шелом!
И сходи, Мать Сыра Земля, в кузницу -  ко Свaрогу богу небес-
ному,  пусть скует он булатную палицу,  да чтоб триста  пудов было
весу в ней!
Зашвырну я ту  палицу за горы,  разбужу того Змeя  ползучего,
из норы своей пусть Змeй  выползет.  После грянусь о  Землю Сырую,
стану Финистом Ясным Соколом, разбросаю я перья железные, упаду на
него из подоблачья,  раздеру когтями булатными,  размечу клочки по
Сырой Земле!

"Песни птицы Гамаюн" Девятый клкбок.

Ирийский сад, если продолжать аналогию с христианством- райские кущи(именно там растут те самые золотые яблоки)...

увеличить

10

В христианском мире феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых.

В алхимии феникс соответствует завершающей стадии Великого Делания (Opus Magnum) — получению философского камня и может считаться его символом. Эта стадия носила название “красного делания” (rubedo). По мнению К. Г. Юнга, “в алхимии… дракон считается низшей формой Меркурия, а феникс - высшей.”

11

Источник золотистой пыли
Ван Вей

Источник золотистой пыли…
Пью каждый день его я струи.

По меньшей мере, без усилий
Лет тысячу прожить могу я…

С драконом полосатым в паре
Летящий бирюзовый феникс

К Нефритовому Государю
Меня несет на поклоненье.

перевод с китайского

Отредактировано Феникс (2007-09-21 10:30:35)

12

Вот и разбавили славянскую тему... вот и чудненько  :)

13

Сплетенье рук, сплетенье мифологий, есть соответствия во всём, в большом и малом. Всё что внизу, тому, что наверху.

14

Знаменита своим пением (как и Сирены, которые своими песнями заманивали моряков, что те уже домой не возвращались...),
Некоторые называют ее птицей печали- Сирин сопровождает умерших, по дороге в Ирийский сад поет им песни.
Считалось великим счастьем услышать песню птицы Сирин...

15

Нашел  :)

1. Бабай -- полумифический персонаж с отрицательной харизмой, имеющий связь с потусторонним миром.

2. Бабай -- существо крайне оригинальное и извращчнное, однако имеет отдаленные аналоги в других частях света.

3. Бабай играл существенную роль в Советском обществе как идейный вдохновитель, охранитель общественного порядка и устрашитель противников дисциплины, однако умные люди никогда его всерьчз не воспринимали.

4. Бабай явился к нам из западной Европы на границе 19 и 20 веков, после чего довольно быстро освоился и натворил массу неприятностяй, за что мы его и поминаем недобрым словом.

http://www.netslova.ru/mirza/babaj.htm

16

Бабай из Европы, что то сильно сомневаюсь. Скорее из Азии. Дед, по татарски и по башкирски - бабай.

17

русский: бабай - дед
татарский:  бабай -дед
суахили: babu - дед, дедушка, пролив, старик
казахский: баба - прадед
осетинский: баба - батюшка
осетинский: баба - дедушка
сербский: - баба - бабушка

18

Тут на интересную вещь наткнулся:
всегда воспринимал Ярило как бога солнца или бога-солнце, а тут в какойто литературе (не вспомню в какой) нахожу:
Хорс- бог-солнце
Ярило- пахарь...
Но в то же время во мне живет уверенность в том что на знаменах дружин зачастую изображали Ярило...
Вот теперь мое не здоровое ( :) )сознание пытается как то это все увязать...

19

SiRiN
Есть в иврите такие аналогии
свет произносится - ор

маор
1. дающий свет, светило
2. освещение
3. сияние

лизхор
сиять, блестеть, светиться.

зэхорит
проблеск, полоска света.

просматривается корень хор

Я тоже пыталась понять, почему ЯР, ОР, РА. не есть ли это название всего одной лишь буквы "Р", или видоизмененное одно слово ?

20

ЯРкий явно от слова ЯР, как свет солнце... :rtfm:

21

корнеобразующие слова от ЯР, как солнце:  ЯРмо, ЯРость, ЯРкий.... (можешь добавить).

"Яр" общепринятое дошедшее до нас слово обозначает

яр 1. м. Крутой обрывистый берег реки, озера, склон оврага; обрыв.

и тоже самое в иврите.
ярад- спускаться

ярод - спуск, склон.

луна - ЯРеах

22

Не факт, что мы у них, это позаимствовали. Может от нас всё шло. И вечный город, как гРАД(РОД) у нас.

23

вообще есть такое слово, откуда оно у меня возникло. Божество есть такое-  ХОРОГ?  Есть слово ХОРУГви.
Нет щас мы далеко уйдём, фристайлом....

Отредактировано Феникс (2007-09-25 12:46:24)

24

По крайней мере я такого божества не помню.
хоругви- это знаки, типа знамени....

25

К чему сама не знаю

Хоругвь

- укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви несут впереди шествия. В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов.

26

Вернёмся к Леле.

Леля

Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля
Богиня этой руны - Леля - почиталась славянами как дочь Великой Матери. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как ляля ("дитя, девочка"), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила - "игра". И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее - живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.

В нордической Традиции это богиня Силы, которая ведет, - подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой-хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в славянских и многих другихъ обрядовых мифах.

В магии руна Лели - это руна интуиции, знания-вне-разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

В германских рунических рядах этой руне соответствует руна Лагуз и, отчасти, Вуньо.

27

А вот и про ЯР пришёл ответ.

Руна Уд

Ключевые слова: Ярь; Любовь; Юность; Огонь; Яровит
Славянское слово "уд", имеющее, вообще, значение "конечность, член", в контексте сакральном приобретает конкретное значение phallus'а. Во всех без исключения ветвях индоевропейской Традиции символ мужского члена, лингама, связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь (эти слова однокоренные).

Руна Уд посвящена нордическому богу, который почитался как сын Велеса славянами или сын Одина - скандинавами. Его славянское имя - Яровит (Ярило), а скандинавское - Бальдр. Руна Уд воплощает его силу - Ярь, то, что делает мужчин мужественными, а женщин - женственными. Это не только огненная сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса...
В германских рунических рядах руне Уд соответствуют руны Уруз и, отчасти, Ингуз.

28

Раз между ними кровное родство, надо и Велеса посмотреть руну.

Ветер
Ключевые слова: Вершина; Ведать; Ветер-Сила; Велес
Руна Ветра принадлежит славянскому богу магии и мудрости, богатства и Силы - Велесу. Это - руна Духа; руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения, равно магического и поэтического. Графически руна Ветра напоминает сдвоенную руну Воина Духа - это не случайно: как руна Треба представляет собой архетип Воина Пути, странника на Дороге к Алатырю, так руна Ветра являет архетип Божественного Мага - направление и итог работы Воина над собой...

В сакральной Традиции Ветер - устойчивый образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. В наших разработках это внутренний круг магии - тот круг внутреннего знания и внутренней Силы, в котором скрывается внутренний Алатырь человека, его божественного Я. Впрочем, есть ли вообще разница между Алатырем человека и Алатырем Мира?..

Итак, на уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер и внутренний магический круг; на уровне эмоциональном - вдохновение, творческую ярость (сканд. odr, откуда происходит скандинавское имя Велеса - Один); на уровне событийном - божественную Игру, все те бесконечно завязанные друг на друга, но кажущиеся случайными, события, отражающие извечный танец Шивы-Велеса...

29

Ну и Ладе я думаю соответсвует более всего руна:

Берегиня

Ключевые слова: Береза; Судьба; Мать; Земля; Макошь
Берегиня в славянской Традиции - женский мифологический образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом; в архаической древности под именем Берегини выступала Макошь, Богиня-Мать. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. По традиционным представлениям, Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. И с равной правотой можно называть руну Берегини руной Жизни и руной Смерти, ибо и Небесная Мать (сканд. Фригг), спрядающая нити судеб, и Подземная Мать (сканд. Хель), правящая царством мертвых, - суть ипостаси одной и той же Богини.

Эта же руна является руной Судьбы, как она понимается в нордической Традиции. И еще руной богатства и блага, поскольку богиня Макошь - супруга (читай: женская ипостась) бога Велеса. И так же, как руна Ветра, руна Берегини является руной силы - но это совсем другая сила: тяжелая и могучая сила Земли, с чьей стихией связан сам образ Великой Богини... Если - обращаясь к восточным традициям - Сила Ветра связана с верхними энергетическими центрами человека, то сила Берегини - с нижними...
Лишь отчасти значение руны Берегини передается германской руной Беркана.

30

http://www.nasled.org/vera/izbr/sybols15.gif

Мать-земля, Матушка-природа… Все знают такие словосочетания, но мало кто задумывался, почему так говорят. А ведь это выражение пришло к нам из Язычества. Нет ничего удивительного в том, что наш предок, язычник, мог назвать землю матерью – она, подательница всех благ. Она и кормит и поит, и одевает и греет. Земля в союзе с небом (в народной мифологии – они супруги). Дает нам тот мир, в котором мы живем… Естественно, Земля не могла не отразиться в мифологии и народных преданиях. Богиня Земли, плодородия и судьбы – Макошь. Ее имя образовано из двух корней

– «Ма», Мать и «Кошь» - кошелек, хранилище богатства. Такая расшифровка дает четкое представление о том, как относились наши предки к Макоши и самой Земле. Земля ассоциируется с женским началом – во-первых, Земля способна родить жизнь, во-вторых, ее сестры, Доля и Недоля прядут нити судьбы (Доля прядет счастливую судьбу, Недоля – несчастную), ведь нить – символ жизни. У Доли нить мягкая, ровная, у Недоли – хлипкая, тонкая, как и судьба человека. Когда нить обрывается, человек погибает. Неприменный атрибут Макоши – рог изобилия, еще раз говорящий о ее значимости для людей и отношении к земле.


Вы здесь » Normalis » Традиции древних славян » Возвращающиеся традиции.